Научный проект - Геомеханика On-Line
Статьи и презентации

ГЕОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ГЕОМЕХАНИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

А.А. Кашкаров, А.А. Панжин, В.В. Мельник

Институт горного дела УрО РАН, г. Екатеринбург

Работа выполнена при поддержке РФФИ

Аннотация: Выполнен анализ возможностей геоэлектрических методов геофизических исследований для характеристик геомеханического состояния горных пород и массивов. При этом использованы теоретические и экспериментальные результаты, полу-ченные многолетними работами на стыке геофизики и геомеханики в местах добычи полезных ископаемых на месторождениях и на инженерно-геологических изысканиях при проектировании инженерных сооружений, в частности метрополитенов.

Annotation: The analysis of opportunities of geoelectrical methods of geophysical researches for the characteristics of a geomechanical condition of rock mass and massives is executed. Thus the theoretical and experimental results received by long-term works on a joint of geo-physics and the geomechanics in places of production of minerals on deposits and on engineer-geological researches with designing of engineering structures, in particular of undergrounds are used.

В практике решения проблем охраны природных и техногенных объектов от вредного влияния подземных выработок, контроля за несущей способностью налегающих и подстилающих грунтов и их изменением в процессе горного и инженерного производства целесообразно использование дистанционных и контактных геофизических методов исследования горных пород и массивов. Особую роль играют эти методы при оконтуривании подработок в горнорудных районах и оценке возможности вовлечения конкретных горных массивов в хозяйственную деятельность человека.

Рассматривая весь известный набор основных геофизических параметров, отражающих геомеханические явления массивов горных пород нами отдается предпочтение электрическим параметрам. Электрический ток в своем движении через горный массив выбирает наиболее удобный и короткий путь, используя природные или техногенные электропроводные элементы, в качестве которых чаще всего выступает природная или техногенная пустотность и трещиноватость горного массива.

Естественными носителями проводимости в трещинах и пустотах являются заполняющие их минерализованные воды, электрическое сопротивление которых в 100-10000 раз меньше электросопротивления вещества горных пород. Развитие пустотности и трещиноватости определяет геомеханическое состояние конкретных горных массивов. Следовательно электрические параметры, отражают состояние горных массивов по пустотности и трещиноватости, а также автоматически отражают и характер развития геомеханических явлений.

Для описания характера совместного проявления геоэлектрических и геомеханических явлений, допустим наличие серии горных массивов с равномерно увеличивающимся объемом пустот и трещин одинакового размера, начиная от монолитного массива с полным их отсутствием, до максимального состояния их развития, приводящее массив в дезинтегрированное состояние.

Отметим высокий градиент изменения геомеханических и геоэлектрических параметров в момент соединения трещин с образованием замкнутой их системы. Со стороны геомеханических явлений момент соединения трещин приводит к потере устойчивости массива, а со стороны геоэлектрических явлений в этот момент происходит скачкообразное изменение величин электропроводности этого массива, поскольку трещины становятся гальванически связанными друг с другом.

Таким образом равномерное развитие пустотности и трещиноватости горных пород и массивов, не приводящее к образованию их замкнутой системы сохраняет массив в устойчивом состоянии, но при приближении процесса развития трещиноватости к моменту образования связанной системы трещин, горный массив приходит в потенциально опасное состояние, при котором любые нагрузки, энергия которых превышает энергию необходимую для его дезинтеграции, могут привести к его разрушению.

Это явление, свойственное геоэлектрическим и геомеханическим параметрам, характеризует дискретность горных пород, а свойство параметров, способных отразить его в своих полях, характеризует их структурную чувствительность. Для сравнения, в качестве примера приведем плотность горных пород, равномерно уменьшающуюся с ростом пустотности и трещиноватости вне зависимости от способа распределения их в горной породе. Это явление характеризует объемную чувствительность параметра, следовательно, соответствующее параметру плотности гравиметрическое поле не в состоянии зафиксировать момент расклинивания горного массива.

Рис. 1 Как это не парадоксально, но и сейсмоакустические параметры в большинстве своем обладают только объемной чувствительностью, хотя на практике при оценке устойчивости горных массивов они применяются чаще, а стоимость их несоизмеримо выше электрометрии. Общий характер зависимости геоэлектрических, геомеханических и плотностных параметров от пустотности и трещиноватости различного характера проиллюстрирован на рис. 1. Ось абсцисс представлена шкалой, отражающей относительный объем пустотности и трещиноватости в горных породах массивах. Пусть заполнитель пустот представлен рыхлым или связным увлажненным материалом с электропроводностью 100 Ом.м, прочностью 250 кгс/см2 и плотностью 1.4 г/см2. Интервал изменения пустотности и трещиноватости от 0 до 100% условно можно разделить на три области:

Область 1 представляет собой элементы пустотности и трещиноватости полностью изолированные друг относительно друга материалом горной породы.

Область 2 представлена горной породой, в которой присутствуют изолированные и гальванически связанные между собой элементы пустотности и трещиноватости. Количество связанных пустот и трещин меняется от 0, когда связь отсутствует, до 1, когда все пустоты связаны между собой.

Область 3 представляет собой горную породу в которой присутствуют только гальванически связанные пустоты и трещины, за счет которых наблюдается дальнейший рост трещиноватости, до полной замены материала горной породы материалом заполнителя трещин и пустот. В предложенном примере это песчано-глинистый увлажненный грунт.

Ось абсцисс представлена физико-механическими (а), электрическими (б) и плотностными (в) параметрами. В качестве физико-механических в данном примере использованы прочность горных пород на сжатие (σсж), в качестве электрических - удельное электрическое сопротивление (ρ), в качестве плотностных - плотность (γ).

При анализе приведенных зависимостей установлено наличие линейного характера связи между прочностными и электрическими параметрами с одной стороны и параметрами пустотности и трещиноватости с другой стороны в областях 1 и 3, в которых рост пустотности идет за счет только несвязных или только связных трещин. В области 2 одновременно присутствует связанная и несвязанная друг с другом пустотность и трещиноватость, характер зависимости прочностных и электрических параметров от пустотности и трещиноватости не линеен и испытывает резкие изменения, величина которых определяется соотношением прочностных и электрических свойств материала горных пород с материалом наполнителя. На рисунке 1 прочность материала принята 3000 кгс/см2, заполнителя 250 кгс/см2. Отличие более чем на порядок. Удельное сопротивление горной породы 3000 Ом.м, материала наполнителя 100 Ом.м, отличие в 30 раз.

На этом же рисунке показана зависимость плотности от пустотности и трещиноватости (рис 1в). График изменения плотности от трещиноватости во всех областях 1, 2, 3 сохраняет линейность, соответствуя равномерному замещению вещества горной породы веществом заполнителя пор и трещин вне зависимости от формы связи между ними.

Опасными с точки зрения геомеханических явлений считаются частично дезинтегрированные горные породы и массивы, склонные к внезапным смещениям по плотности относимые к области 2 (рис 1а, б, в) и расположенные в интервале высоких гра-диентов изменения физико-механических и геоэлектрических параметров. Они описывают состояние горных массивов, в которых в активной форме наблюдается проявление процессов сдвижения и самообрушения. К безопасным устойчивым горным массивам можно отнести область 1, в которой полностью отсутствуют дезинтеграционные явления. Область 3 характеризует горные массивы в которых активные формы процессов сдвижения и самообрушения закончены и массив полностью перешел в дезинтегрированное достаточно устойчивое состояние. При этом не исключено естественное самоуплотнение массива и связанное с этим явлением сдвижение горных пород. При застройке этих массивов следует выполнять углубленные инженерно-геологические изыскания и учитывать возможные последствия сдвижения полностью дезинтегрированного горного массива под действием дополнительных инженерных нагрузок.

Устойчивые горные массивы из области 1 в результате инженерно-геологических изысканий должны оцениваться с точки зрения опасности развития дезинтеграционных процессов под действием дополнительных техногенных нагрузок возникающих при застройке или при других видах хозяйственной деятельности, которые могут перевести горный массив из состояния 1 в состояние 2, т.е. из устойчивого в неустойчивое. В местах распространения неустойчивых горных массивов в старых и современных горнодобывающих районах (область 2) для оценки возможности и способа их вовлечения в хозяйственную деятельность необходимо иметь заключения специализированных, в области сдвижения горных пород, организаций. Инженерно-геологические изыскания целесообразно ориентировать на изучение особенностей состояния этих пород, в плане развития связанной пустотности и трещиноватости налегающих и подстилающих горных пород.

Для наглядности на рисунке 1 зависимости между горно-механическими, геоэлектрическими, плотностными параметрами и параметрами пустотности выполнены точками, представляющими собой срезы горных пород с уровнем развития связанной и несвязанной пористости и трещиноватости.

Описанные возможности электрометрии в течение многих лет реализовались авторами в хозяйственных договоров при решении конкретных инженерно-геологических и горнотехнических задач, связанных с изучением природного массива в естественном состоянии и подработанного природного массива.

Рис. 2 Одним из примеров использования выявленных возможностей геоэлектрического контроля геомеханических параметров являются результаты инженерно-геологических изысканий при проектировании второй очереди Екатеринбургского метро. На одном из участков линии метро геоэлектрические параметры, изученные по каротажу изыскательских скважин, выполняемые в комплексе с измерением других физических параметров (сейсмоакустические, кавернометрия, резистивиметрия, показатель качества керна - RQD, радиометрия и т.д.) трансформированы в отчетные геомеханические параметры с построением соответствующих трехмерных моделей (Pис. 2).

На примере подработанных территорий в районе интенсивной разработке золоторудного месторождения в Свердловской области обозначены основные методы геоэлектрических исследований по оценке возможности вовлечения этих территорий в хозяйственную деятельность. Практически повсеместно в районе даек гранитоидов выявлены потенциально опасные участки, где наблюдаются высокие градиенты электрических параметров, представленных зависшими пустотами, заполненными минерализованной водой с рыхлым и связным материалом, перекрытыми крепкими породами, слагающими дайки гранитоидов. В последних, процессы самообрушения существенно замедленны.

Рис. 3 В комплексе геоэлектрических методов исследования параметров подработанных территорий использованы методы вертикального электрического зондирования (ВЭЗ) и срединного градиента (СГ) на постоянном и низкочастотном переменном токах по методу переходных процессов (ЗМПП). Последний метод отличается большими возможностями дифференциации геоэлектрического разреза на глубину по сравнению со стандартными ВЭЗ. На исследуемые участки имеется надежная геолого-маркшейдерская документация, которая описывает исходное состояние подработанного массива на момент окончания горных работ, связанных с разработкой месторождения. Геоэлектрическая модель укрупненно характеризует состояние подработанного горного массива на момент выполнения изыскательских геофизических работ. Целесообразно говорить о возможности геоэлектрического мониторинга развития процессов сдвижения подработанных территорий. Обобщенные элементы геоэлектрических моделей карстующихся и подработанных территорий приведены на рисунке 3.

Геоэлектрический разрез карстующихся и подработанных территорий имеет ряд общих черт и представлен сочетанием горизонтов грунтов пониженного и повышенного удельного электрического сопротивления (ρк). Пониженные значения ρк связаны с развитием самого тела карста и подработок заполненных связным и рыхлым обезвоженным песчано-глинистым материалом и с областью развития естественно обводненных песчано-глинистых грунтов. Повышенные значения ρк связаны с подстилающими и сохранившимися от самообрушения перекрывающими скальными породами карбонатного при карсте и магматического или метаморфического при подработках вещественного состава. Несущая способность последних зависит от геомеханических параметров грунтов и характера развития вторичной трещиноватости. Степень близости перекрывающего массива горных пород от постепенного или внезапного самообрушения или сдвижения зависит от сочетания факторов, связанных с геометрией подработок и карстующихся полостей, глубиной их залегания и свойств налегающей толщи горных пород.

Сочетание и наличие налегающей толщи над природными и техногенными полостями толщи целесообразно контролировать геоэлектрическими методами. В числе нескольких наиболее вероятных техногенных и природных геосистем присутствуют, во-первых, горные массивы с отсутствием природного и техногенного пустотного пространства, во-вторых, горные массивы с законченными процессами самообрушения и активного сдвижения, в-третьих, горные массивы находятся на различных стадиях активного сдвижения и самообрушения.

Первые две модели геосистем являются предметом стандартных (при полном отсутствии пустот) и углубленных (при закончивших активную фазу развития пустот) инженерно-геологических изысканий, регламентируемых нормативными документами. Последняя модель геосистемы предполагает использование комплекса не только стандартных и углубленных инженерно-геологических исследований, но и мониторинга со стороны специализированных организаций геомеханического профиля.

В составе мониторингового обслуживания используются:

1. Прогноз развития геомеханических явлений сдвижения и самообрушения земной поверхности по исходной геолого-маркшейдерской информации.

2. Маркшейдерский метод изучения деформаций земной поверхности на основе организации систем наблюдательных скважин.

3. Использование комплексных геофизических методов изучения состава и свойств подработанного горного массива на момент производства наблюдений по возможности с использованием организованной сети маркшейдерских наблюдательных станций.

В большом числе случаев при отсутствии возможности организации систем маркшейдерских наблюдательных станций ограничиваются более дешевыми методами прогноза геомеханических явлений по исходной геолого-маркшейдерской информации, дополненной комплексом геофизических исследований, в состав которых в обязательном порядке должна входить электрометрия.

Практические наблюдения методами геоэлектроразведки на большинстве подработанных территорий Уральского района (города Березовский, Краснотурьинск, Каменск-Уральский и т.д.) показали, что несмотря на давность некоторых разработок (100 и более лет) большинство из них за счет наличия в перекрывающих грунтах крепких скальных массивов сохранились на стадии активного сдвижения. Быстро заканчивают активную фазу сдвижения подработки в породах ослабленных метаморфизмом, тектоническими процессами и выветриванием.


Подрисуночные надписи:

Рис. 1. Обобщенный характер зависимости геомеханических (а), геоэлектрических (б), плотностных (в) параметров горных пород и массивов от их пустотности и трещиноватости (m, %): I - область развития изолированных пустот и трещин; II - область одновременного существования изолированных и связанных пустот и трещин; III - область развития только связанных пустот и трещин; 0--1 - интервал частичной дезинтеграции горного массива; 0, 1 - относительный объем связанных пустот в долях единицы.

Рис. 2. Инженерно-геологическое обоснование при проектировании II очереди Екатеринбургского метро: а - объемная модель распределения удельного электросопротивления по трассе метро в изолиниях ρк (Ом.м); б - объемная модель распределения коэффициента крепости по Протодьяконову по трассе метро; o15 - номера изыскательских скважин.

Рис. 3. Геоэлектрические модели разрезов карстующихся (а) и подработанных территорий (б): а - карстующиеся территории: I - покровные песчано-глинистые отложения аллювия и делювия; II - уплотненные карбонатно-глинистые высокоомные породы, перекрывающие тело карста; III - глинистые и песчаные образования карста; IV - плотные карбонатные породы подстилающего горизонта карста; б - подработанные территории: I - отвалы старательских отработок; II - глинистые отложения делювия; III - смещенный и обрушенный элювий близповерхностных старательских работ; IV - необрушенный перекрывающий горизонт; V - пустоты с водой и глиной; VI - коренные породы подстилающего горизонта.


© 1998 Александр А. Кашкаров, Андрей А. Панжин, Виталий В. Мельник

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Рейтинг ресурсов УралWeb Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz