Научный проект - Геомеханика On-Line
Статьи и презентации

ГЕОЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЕОМЕХАНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ПОДРАБАТЫВАЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

А.А. Кашкаров, С.В. Усанов

Институт горного дела УрО РАН, г. Екатеринбург

Работа выполнена при поддержке РФФИ

Аннотация: Описываемые исследования посвящены разработке эффективной методики изучения и моделирования явлений и процессов, связанных с геомеханическим состоянием и изменением участков земной коры, нарушенных техногенным воздействием при ведении подземных горных работ. В основе методики лежит структурно-вещественная природа взаимозависимости геомеханических и геоэлектрических полей, явлений и параметров горных пород и массивов, обосновывающая определенную важность использования контактных и дистанционных геоэлектрических методов и моделей для характеристики геомеханического состояния и этапа процессов сдвижения горных пород подработанных территорий, которые в свою очередь являются основанием для определения способа их вовлечения в хозяйственную деятельность человека.

Подработанные территории обычно тяготеют к относительно густонаселенным урбанизированным, промышленно освоенным районам. Близость населенных пунктов и промышленных объектов ведет к росту дефицитности земельных участков и, соответственно, к необходимости вовлечения подработанных территорий в хозяйственную деятельность человека. Этим вызвано пристальное внимание к обоснованной оценке степени опасности их эксплуатации в том или ином качестве с одной стороны, и определения перспектив и способов их вовлечения в хозяйственный оборот с другой стороны.

Существующие способы изучения и оценки степени опасности подработанных территорий в большей своей части ориентированы на исходное состояние горных массивов, сложившееся на момент окончания горных работ. Степень опасности подработанной территории согласно методических рекомендаций [1] оценивается путем расчета, входными параметрами которого являются соотношение размеров, формы и глубины залегания отдельных пустотных пространств в горных массивах или их совокупности. На этом основаны обобщения и научно-технические разработки различных классификаций по оценке степени опасности подработанных территорий [2, 3]. Более достоверным и надежным является методический подход, основанный на изучении деформаций земной поверхности в пределах влияния подземных горных выработок по результатам геодезического мониторинга геологической среды на совокупности реперов наблюдательной станций [4]. На основании периодических маркшейдерских наблюдений за изменением координат реперов наблюдательных станций формируют геомеханическую модель состояния подработанной территории и дают оценку возможности вовлечения ее в хозяйственную деятельность.

Геофизические дистанционные методы исторически использовались при изучении подработанных территорий обычно с целью оконтуривания пустотных пространств и других неоднородностей подработанного горного массива [5].

Для этих целей целесообразно использование широкого комплекса геофизических методов, в число которых входят гравиразведка, магниторазведка, сейсморазведка, электроразведка, методы акустической и электрической эмиссии. Физические предпосылки применения этих методов, учитывая высокую контрастность плотностных, магнитных, сейсмоакустических и электрических параметров пустотного пространства и вмещающих пород, достаточно высоки. Однако эта задача является тривиальной и имеет актуальность в основном при изучении старых заброшенных горных выработок, маркшейдерская информация о которых утрачена. Более высокие перспективы связаны с совместным геофизическим и геодезическим мониторингом развития процессов сдвижения на подработанных территориях в пределах одной сети реперов наблюдательной станции. Такие наблюдения целесообразно выполнять на подработанных территориях действующих горных предприятий с целью охраны инженерных сооружений промплощадок предприятий. В этом случае развитие процессов сдвижения можно изучать не только по развитию деформаций поверхности, но и по изменению физических свойств и состояния глубинных слоев подработанных горных массивов.

В настоящей работе подвергнуты анализу и рассмотрению подработанные территории, на которых комплексный маркшейдерско-геофизический мониторинг организовать невозможно, прежде всего, из-за отсутствия временных и технических резервов. Это прежде всего относится к старым горным выработкам маркшейдерские материалы, о которых либо утрачены, либо имеют сомнительное качество, а организация наблюдательных станций нецелесообразна из-за длительности периодичных наблюдений, и поэтому не согласуется с задачами немедленного вовлечения подработанных земель в сферу хозяйственного оборота (строительство, сельхозугодья, складирование и т.д.). В этом случае оценку состояния подработанных территорий, с точки зрения конкретных условий вовлечения их в сферу хозяйственного оборота с одной стороны и с точки зрения выработки рекомендаций по характеру, условиям и возможности хозяйственного оборота конкретных подработанных участков, с другой стороны целесообразно выполнять на основе конкретных, заранее разработанных и изученных структурно-вещественных геоэлектрических моделей подработанных территорий.

Разработка основ структурно-вещественного, геоэлектрического и геомеханического моделирования выполнялась в течение длительного промежутка времени комплексной маркшейдерско-геофизической группой исследователей с использованием натурных и лабораторных экспериментов, массового изучения физических (физико-механических геоэлектрических) параметров горных пород, опытно-производственных и производственных работ в пределах старых горнорудных объектов Среднего и Северного Урала (г. Березовский, г. Краснотурьинск, г. Верхняя Пышма, г. Бакал, г. Каменск-Уральский и другие). Фундаментальной основой структурно-вещественного, геоэлектрического и геомеханического моделирования является реализация фундаментальной научной программы, поддержанной грантами РФФИ, основой которой является структурно-вещественное обоснование взаимосвязи геоэлектрических и геомеханических полей, явлений и горных пород и массивов.

Центральным элементом структурно-вещественного характера горных массивов, определяющих геоэлектрические и геомеханические поля, явления и параметры является пустотность и трещиноватость горного массива. В геомеханическом отношении она является элементом разупрочнения горного массива, а в геоэлектрическом отношении - элементом электропроводимости (обратная величина удельного сопротивления среды пропускаемого электрического тока). Учитывая жесткость формы пустот и трещин, следует ожидать, что форма зависимости электрических и геомеханических параметров, полей и явлений в горных массивах будет одинаковой, вещественная часть пустотности и трещиноватости скоре всего будет определяться контрастностью геоэлектрических и геомеханических полей явления и параметров. Поэтому при рассмотрении обобщенных геоэлектрических моделей конкретных типов подработанных территорий вещественные параметры задавались условно.

Пусть пустоты и трещины находятся выше уровня грунтовых вод и заполнены воздухом, являющимся в геоэлектрическом отношении хорошим изолятором (непроводником электрического тока), тогда процесс техногенного формирования и развития подработанных территорий можно представить серией из семи видов комплексных структурно-вещественных, геоэлектрических и геомеханических моделей.

Рис. 1 Модель "а" характеризует обобщённую модель исходной рудной залежи предположительно металлического полезного ископаемого (медь, железо и др.). Для простоты залежь принята в форме шара заполненного рудами с низкими значениями удельного электрического сопротивления относительно высокоомных вмещающих горных пород. Вокруг залежи наблюдается ореол прожилково-вкрапленного оруденения, являющегося переходной формой от рудного вещества к неизменной вмещающей горной породе. В геометрическом отношении (геоэлектрическая модель по профилям -а--а; -в--в; -г--г) - характер применения удельного электрического сопротивления одинаков: низкие сопротивления соответствуют рудному телу, переходные к зоне вкрапленности, высокие - вмещающим породам.

Рис. 2 Модель "б" характеризует конечную стадию техногенного геомеханического движения по выемке руды из геосистемы с образованием пустотного пространства, форма которого соответствует исходному рудному телу. За счёт техногенного геомеханического процесса (взрывание) происходит образование техногенной трещиноватости оконтуривающей образовавшуюся пустоту. В геоэлектрическом отношении (геоэлектрическая модель) конечная стадия техногенного геомеханического процесса движения вылилась в формирование высоких сопротивлений на месте полости заполненной воздухом, резким уменьшением удельного сопротивления к остаткам руды на стенках выработки с постепенным незакономерным увеличением удельного сопротивления к вмещающим породам за счёт совокупного влияния рудной вкрапленности и вторичной трещиноватости образовавшейся за счёт проходки выработки. График ρк одинаков для всех профилей (-а--а; -б--б; -в--в; -г--г). Процесс техногенного геомеханического движения в геоэлектрическом моделировании занимает промежуточные формы графического изображения изменений удельного сопротивления от модели "а" к модели "б".

Рис. 3 Модель "в" является неустойчивой в геомеханическом отношении, и начинается следующий этап геомеханического естественного движения, связанный с образованием системы ориентированной в субвертикальном направлении третичной трещиноватости. В геоэлектрическом отношении не изменившимися будут графики изменения ρк вдоль профилей (-а--а; б--0; в--0; г--0). По профилям (0--а и 0--б) начальная стадия в приграничной с полостью части горного массива по удельному сопротивлению заметно уменьшится за счёт перераспределения капиллярной воды в третичную трещиноватость. Более крупные трещины заполняются воздухом образуя сильно изрезанную по ρк переходную зону (0--б; 0--г). График ρк описанный выше занимает всю часть массива по профилю (0--в).

Рис. 4 Модель "г". Зона развития ориентированной трещиноватости из модели "в" перешла в форму развития процесса дезинтеграции налегающего на пустоту горного массива. Трещины сомкнулись, образуя относительно изолированные неровные блоки горных пород. В геоэлектрическом отношении эта стадия геомеханического движения выразилась в виде высокой степени неоднородности удельного электрического сопротивления в горном массиве налегающей толщи (профиля 0--б; 0--г; 0--в) за счёт проникновения воздуха в большую часть трещины и потере электрической связи между отдельными дезинтегрированными блоками. Развитие организованной субвертикальной трещиноватости захватило новые области налегающей толщи горных пород.

Рис. 5 Модель "д". Зона дезинтеграции, описанная в модели "г", провалилась в пустотное пространство (обрушилась). Воронка обрушения вышла к поверхности. Зоны дезинтеграции и образования субвертикальной трещиноватости захватили новые области налегающей толщи горного массива. Обрушившаяся часть за счёт прослоев воздуха между обломками горных пород приобрела высокоомность и низкую интенсивность изменения ρк в высокоомной области, отметки по всем профилям. Зоны дезинтеграции и ориентированной трещиноватости выявляются соответствующим изменением удельного сопротивления, описанным в предыдущих моделях.

Рис. 6 Модель "е". Наблюдается расширение обрушавшейся части до предельного контура обрушения с соответствующим приростом за счёт приграничных областей налегающего массива зоны дезинтеграции и зоны вертикальной трещиноватости. Процесс сопровождается соответственным изменением геоэлектрических моделей по сценарию описанному в предыдущих моделях. Графики ρк приведены здесь.

Рис. 7 Модель "ж". Завершающая стадия знаменующая окончание геомеханического движения до установления равновесного состояния между обрушенной частью налегающего горного массива, его дезинтегрированной частью и частью, где ориентированная субвертикальная трещиноватость переходит в дезориентированную систему равновесия трещин. Соответствующим образом меняется и вся совокупность геоэлектрических параметров.


Суть методики заключается в комплексном анализе сложившейся геомеханической и геоэлектрической ситуации изучаемого подработанного горного массива с целью отнесения его к одной из описанных выше комплексных структурно-вещественных моделей, анализ которых позволяет отнести территорию к тому или иному классу опасности и перспективности для хозяйственного оборота.

С точки зрения долговременного вовлечения подработанных территорий с целью их застройки дорогостоящими инженерными сооружениями длительного (неограниченного) пользования земельные участки, отмеченные по результатам предложенных комплексных оценок к моделям "б", "в", "г" и "д" следует считать непригодными (опасными), находящимися в активном (нереализованном) состоянии геомеханического движения, которое в определённое прогнозируемое время может привести к катастрофическим последствиям.

Следует оговорить, что в условиях особо высокой несущей способности скальных грунтов налегающей толщи в специально оговорённых случаях строительные работы можно проводить и в условиях моделей "б" и "в", и "д", но при этом необходимо выполнять соответствующий комплекс специальных исследований маркшейдерского и геофизического характера с последующей организацией комплексного мониторинга за развитием геомеханического движения на используемой территории. В пределах территорий, отнесённых к модели "г" всякая хозяйственная деятельность должна быть запрещена, территория должна быть огорожена от проникновения посторонних людей. Допуск на нее должен быть организован в основном с целью изучения её геомеханического состояния подготовленными специалистами.

Территории, отнесённые к моделям "е" и "ж" целесообразно использовать для различных форм хозяйственного оборота, однако следует для обоснования проектирования выполнить необходимый комплекс специальных маркшейдерско-геофизических исследований и инженерно-геологических изысканий с целью получения рекомендаций при выполнении проектных и строительных работ, учитывающих особые свойства грунтов этих территорий.


Подрисуночные надписи:

Условные обозначения ко всем рисункам

Рис. 1. Модель "а" - рисунок характеризует разрез земной коры с неоднородностью в виде тиры, являющейся полезным ископаемым (исходное состояние)

Рис. 2. Модель "б" - рисунок характеризует образовавшиеся за счет разработки полезного ископаемого пустотное пространство (этап 1)

Рис. 3. Модель "в" - рисунок характеризует образование за счет действия в породном массиве нагрузок неравновесного состояния, вызванного выработанным пространством системы ограниченной трещиноватости третичного характера

Рис. 4. Модель "г" - рисунок характеризует развитие третичной трещиноватости, которая привела к дезинтеграции (расклиниванию) части горного массива, а образование третичной трещиноватости охватило новые надпустотные области

Рис. 5. Модель "д" - рисунок характеризует процесс самообрушения (коренной перестройки) горного массива, связанный с перераспределением нагрузок от центра к периферии, и снижение их абсолютных величин. Процессы дезинтеграции и образования третичной трещиноватости захватили новые периферийные области

Рис. 6. Модель "е" - рисунок характеризует процесс установления равновесного режима в горном массиве, когда образование рыхлых участков завершилось, образование третичной трещиноватости близко к завершению, замедляются процессы расклинивания участков горного массива, которые поддерживают преимущественно уплотнением рыхлых участков горного массива

Рис. 7. Модель "ж" - рисунок характеризует равновесное (конечное) состояние горного массива. Процессы самообрушения, расклинивания и образования третичной трещиноватости завершены. Последняя преобразуется в систему более устойчивых неорганизованных трещин


Использованные источники:

1. Правила охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных разработок на месторождениях руд черных металлов Урала и Казахстана. ИГД ММ СССР. 1990.

2. Еловских В.М., Крушатин Р.Ф., Семенов Г.П., Пыхтеева Н.Ф. Районирование подработанных площадей Дегтярского рудника. Горный журнал. Известия высших учебных заведений. -1994. N9-10. C.118-121.

3. Кошелев В.Н. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук "Определение условий образования провалов и разработка способов их предотвращения при ликвидации шахт в Подмосковном бассейне".

4. Сашурин А.Д. Сдвижение горных пород на рудниках черной металлургии. Екатеринбург. 1999.


© 2001 Александр А. Кашкаров, Сергей В. Усанов

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Рейтинг ресурсов УралWeb Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz